Как выбрать шатуны для велосипеда


Типы шатунов велосипеда

Данная статья призвана помочь определить тип кривошипной (в дальнейшем слово будет опускаться) системы, установленной на вашем велосипеде, и направить на соответствующий материал, где подробно освещен процесс снятия и установки шатунов.

Определение типа системы

Шатуны - это рычаги, соединяющие педали с осью каретки. На шатунах жестко закреплены зубчатые колеса (их ещё называют звездами), которые приводят в движение цепь. Шатуны могут сниматься для их замены, замены или чистки звезд, обслуживания подшипников каретки. За последние годы конструкции систем заметно усложнились. Чтобы понять, как обслуживать систему, необходимо знать тип шатунов и подшипников, установленных в велосипеде.

Если вы не знаете, система какого типа у вас установлена, для определения вы можете либо просмотреть видео выше, либо воспользоваться сведениями, изложенными далее.

Самоизвлекающиеся системы

В самоизвлекающихся системах съемник эргономично встроен в шатун. В них используются кольца с резьбой, которые внешне похожи на пыльники. Однако эти стопорные кольца закручены над болтом, удерживающим шатун, поэтому при раскручивании болта последний давит на кольцо, что, в свою очередь, приводит к выталкиванию шатуна с оси. Никаких дополнительных инструментов для снятия шатунов не требуется. Самоизвлекающиеся системы могут быть как двух-, так и трехсоставными.

По теме: Снятие и установка шатунов самоизвлекающихся систем

Двусоставные системы с прижимным соединением

Многие двусоставные системы Shimano® и некоторые системы FSA® оборудованы шатунами с прижимным соединением. В них левый шатун имеет паз, сжимаемый двумя стяжными болтами, а к правому шатуну прикреплена кареточная ось. Системы такого типа оснащены внешними подшипниками и не требуют съемника.

Шатуны системы Campagnolo® Power-Torque™

В шатунах Power-Torque™ ось каретки закреплена на правом шатуне. Чтобы получить доступ к подшипникам или демонтировать шатун с правой стороны, необходимо снимать левый шатун.

По теме: Снятие и установка шатунов системы Campagnolo® Power-Torque™

Шатуны системы Campagnolo® Ultra-Torque™

Ultra-Torque™ - проприетарный тип системы, используемый компаниями Campagnolo® и Fulcrum®. В системе данного типа как левый, так и правый шатуны объединены с половинами оси каретки, на конце каждой из которых нарезаны зубцы. Поскольку внешние чашки являются составной частью подшипников, их нельзя отнести к типу встроенных. Более того, подшипники устанавливаются на шатуны.

Со стороны левой чашечки установлена волнистая шайба. Она компенсирует различия ширины кареточного стакана в разных рамах, а также служит эффективным средством регулировки подшипника.

По теме: Снятие и установка шатунов системы Campagnolo® Ultra-Torque™

Шатуны трехсоставных систем

Они состоят из трех основных частей: левого и правого шатунов, а также оси каретки. Положение оси регулируется посредством установленных на раме подшипников. Для обслуживания подшипников трехсоставных систем необходимо снимать оба шатуна. И на левом, и на правом шатунах имеются стяжные болты.

В трехсоставных системах, как правило, используются два типа соединения: квадратное сечение и шлицевое.

По теме: Снятие и установка шатунов трехсоставных систем

Шатуны системы Campagnolo® Ultra-Torque™

Многие велосипеды для BMX и фристайла оснащены системами особого типа, имеющими 48-шлицевое соединение. Обслуживание подобных систем несколько отличается от обслуживания обычных трехсоставных систем.

По теме: Снятие и установка шатунов трехсоставных систем для BMX

Шатуны односоставных систем

Односоставные системы встречаются на некоторых старых велосипедах марки Schwinn®, на детских велосипедах и на велосипедах для BMX. В этих системах шатуны и ось каретки выполнены в виде единого узла.

По теме: Обслуживание односоставной каретки

velosmak.ru

КОРОТКИЕ ШАТУНЫ ЛУЧШЕ?

Похоже, команды Мирового Тура, включая Team Sky, считают, что более короткие шатуны более эффективны. Так ли это? Попробуем разобраться...

Когда команда, побеждающая на «Тур де Франс» в течение последних нескольких лет, находит новый способ повысить эффективность педалирования, на это стоит обратить внимание. Team Sky уже некоторое время тестирует своих гонщиков на шатунах короче 170 мм. Хотя не известно, на шатунах какой именно длины они ездят в гонках, похоже, что дни длины 172,5 мм и 175 мм проходят.

Аэродинамическое преимущество более коротких шатунов широко известно среди профессионалов байкфита. Фил Кэвелл, чья компания CycleFit выполняет предсезонную подгонку велосипедов для гонщиков команды Trek Factory Racing, говорит: «С более короткими шатунами торс гонщика располагается ниже, поскольку в этом случае торс не зажимает бедро, когда оно идёт вверх. Это влечёт за собой более эффективное педалирование, поскольку торс не мешает бедру работать свободно».

Крис МакКанн из Inspired Cycling соглашается: «Более короткие шатуны позволяют снизить угол наклона гонщика без отрицательного физиологического эффекта. Углы сгиба бедра оказываются более открыты, а это может положительно повлиять на дыхание гонщика, так как диафрагма не зажимается бедром. Некоторые исследования показали снижение у гонщиков артериального давления, что может оказать положительное влияние на физиологию. Короткие шатуны также могут помочь гонщикам с проблемами коленей».

Во время исследования профессора Джима Мартина в 2001 году (да-да, эта дискуссия идёт уже довольно долго!), было проведено выборочное тестирование мощности велосипедистов на тренировках с использованием шатунов длиной от 120 до 220 мм. Учёный выяснил, что разница в максимальной мощности составила менее 4%. Не то чтобы много... Есть ли что-либо ещё, кроме незначительной разницы в мощности, чем могут помочь эффективности гонщика более короткие шатуны?

МакКанн поясняет: «В основном преимущество заключается в улучшении частоты педалирования, что может повысить крутящий момент и помочь устранить любые «мёртвые точки» в процессе оборота педали».

Кэвелл добавляет: «Чтобы поддерживать максимальную мощность, ваша частота педалирования будет увеличиваться по мере уменьшения длины шатунов».

Скотт Томкинсон из Kernow Physio поддерживает очевидные преимущества более коротких шатунов: «Гонщики могут пользоваться преимуществами более открытого угла тазобедренного сустава в верхней части хода педали, как в групповых гонках, так и в посадке для гонки на время. В конечном счёте, более открытое бедро позволяет больше задействовать ягодичные мышцы, когда педаль находится в положении «на три часа». При этом можно выдавать большую мощность без дополнительной мышечной усталости».

Тем не менее, он также указывает: «Здесь можно поспорить о преимуществе более длинных шатунов для спринтерских ситуаций, когда вы вращаете педали, встав из седла в течение одной или двух минут (что-то похожее может быть при подъёмах) – есть несколько исследований, которые показывают небольшое преимущество в таких случаях более длинных шатунов». «Как бы то ни было, любое изменение длины шатунов должно опираться на мнение профессионального специалиста по посадке», - добавляет он.

Эксперты согласны с тем, что, помимо равнинных гонок на время, в этом есть преимущества для каждого велосипедиста. МакКанн объясняет: «Лучшая эффективность и крутящий момент педалирования, обеспечиваемые уменьшением длины шатунов, могут помочь гонщикам, которые преодолевают подъёмы в седле и используют меньшие передачи». На вопрос о том, может ли шатун оказаться слишком коротким, Кэвелл сказал: «Для начала длина должна зависеть от размера бёдер, а затем от личных предпочтений. Всё, что менее 160 мм, требует привыкания».

Мнение МакКанна: «Идеальную длину шатуна можно определить, измерив анатомию гонщика, в основном длину бедра, длину голени и измерение от пятки до подъёма свода стопы. При помощи этих параметров можно изучить рычаги ноги и найти лучшие точки опоры. Также может помочь измерение мощности и крутящего момента».

Наше мнение. Обеспечение большей эффективности педалирования и преимущества в аэродинамике, а также большее удобство без потери максимальной мощности, конечно, очень привлекательно. Похоже, использование шатунов 170 мм и меньше действительно лучше. Однако прежде чем бросаться в интернеты в поисках коротких шатунов, мы бы рекомендовали вам обратиться к профессиональному специалисту по посадке, чтобы найти оптимальную длину именно для вас.

Мнение ЗА: Фил Кэвелл, руководитель CycleFit, специалист по посадке команды Trek Factory Racing. «Мы в CycleFit были ярыми сторонниками более коротких шатунов уже в течение более десяти лет. Наука и исследования подтверждают наше мнение. Короче - лучше.

Лучше использовать более короткие шатуны для TT, а также для групповых гонок на шоссе. Это то, к чему мы все придём через пять лет. Можно вспомнить длинные лыжи восьмидесятых и девяностых – теперь все используют более короткие лыжи».

Мнение ПРОТИВ: Скотт Томкинсон, физиотерапевт и специалист по посадке в Kernow Physio. «Это зависит от потребностей гонщика и того, как он себя чувствует на велосипеде. Многие гонщики предпочитают более длинные шатуны, другие - нет. Есть много причин, почему более короткие шатуны имеют смысл, но, как квалифицированный специалист по посадке и физиотерапевт, я бы сказал, что выбор длины шатунов в конечном счёте сводится к личным потребностям гонщика, о чём можно говорить только при детальном рассмотрении его анатомии профессионалом».

www.cyclingweekly.com

Перевод Борис Жуков

www.provelo.ru

Обзор шатунов для велосипеда от SRAM X7

На моих велосипедах компонентам свойственно перемещаться с одного каркаса на другой, в соответствии с текущими потребностями. Перед началом гонки в Балаклаве, Empire расстался с проверенными временем шатунами Deore XT от Shimano, на тот момент уже пережившими не менее двух рам. Они понадобились на большом велосипеде.

А по причине того, что даунхильный велосипед, который был собран ради всего одной поездки, по-видимому, задержится у меня на неопределенное время, Эмпайру понадобились новые шатуны, так как перестановка XT обратно меня совершенно не радовала.

Ничего сложно в выборе шатунов не было — мне нужны были шатуны на 68ю каретку, обязательно темные (салют, Shimano), относительно недорогие и достаточно легкие. Первым вариантом, пришедшим на ум, стали SLX от Shimano — вполне обычный выбор для огромного количества райдеров. Традиционно, Shimano ассоциируется с прекрасными шатунами, однако, может быть, полюбившимся XT и SLX существует какая-то альтернатива?

И в этот момент в голову мне пришел SRAM. В недавнем времени, по работе мне пришлось достаточно подробно ознакомиться со SRAMовской линейкой 2011 года и мне вспомнилось, что я там наблюдал довольно приличные шатуны. Сперва мною было решено попробовать X.9, но их пришлось бы ждать, а отыскать Х7 не составило труда, и, в тот же день, в который было принято решение, я стал обладателем желаемых шатунов в красной большой коробке. Впрочем, перед переходом к непосредственному обзору шатунов (в данный момент, когда мной пишутся эти строки, шатуны уже приспособлены к велосипеду и ожидают поездку в Крым), мне бы хотелось обратить ваше внимание на пару моментов:

1. Какие такие шатуны SRAM? Наиболее задаваемый вопрос. Еще не так давно компания не производила шатунов вовсе, а тут ни с того ни с сего целая линейка. Ответ очень прост — как нам известно, компания SRAM является владельцем Truvativ, у инженеров которого за плечами огромный опыт по созданию шатунов. И есть у меня такое подозрение, что линейка шатунов от SRAM — это именно их работа. Компания SRAM стремится к максимальному расширению спектра компонентов, которые выпускаются под их брендом, для того чтобы догнать и перегнать компанию Shimano.

Отсюда вилки XXсерии и дисковые гидравлические системы SRAM в топ группах, которые, фактически, являются перекрашенными Avid, а вот теперь и шатуны тоже. При этом Rock Shox, Truvativ и Avid сами по себе тоже представлены широчайшей линейкой продукции. Интересно, что будут предпринимать по этому поводу маркетологи компании в дальнейшем? На данный момент там все достаточно сильно запутано, к примеру, существуют шатуны SRAM X9, у которых есть братья-близнецы X9 от Truvativ, по всей видимости, разработанные специально для тех, кому режет глаза бренд SRAM. Как бы там ни было, наверное, это тема для отдельной беседы.

2. Какие именно из линейки X7? В 2011-м году линейка Х7 представлена двумя системами — первая под стандарт 2х10, а вторая под 3х10 / 3х9. И это важно, поскольку системы оснащены совершенно разными шатунами. У первых Х7 2х10 это полые, совершенно новые шатуны, а вот у трехзвездных систем в комплектации шатуны, до боли напоминающие Stylo от Truvativ — с большой вероятностью, это и есть именно они.

Мною был куплен вариант 3х9, так как его стоимость была наиболее низкой, это прямой аналогSLX от Shimano по цене. Система 2х10 имеет уже большую стоимость. Шатуны имеют длину 175 миллиметров, они рассчитаны на использование в паре с кареточным узлом 68/73 миллиметра. Система укомплектована звездами 22/32/44, которые изготовлены из алюминия.

Итак, что предстанет нашему взору, когда мы откроем красную большую коробку? А вот это:

Комплект поставки состоит из, собственно, коробки, шатунов с тремя звездами, каретки, а также проставочных шайб для закрепления педалей. Непосредственно, шатуны, выполнены по стандарту Truvativ GXP, что, если перевести на нормальный язык, значит, что они являются аналогом конструкций с внешними подшипниками от Shimano. В правый шатун интегрирована ось, а сама каретка выполнена, фактически, из пары чашек. К слову, ось оснащена съемным пластмассовым наконечником, защищающим шлицы во время транспортировки. Конечно мелочь, но приятно:

Лично мне пришелся очень по душе темно-серый насыщенный цвет шатунов, который в начале 90-х назывался «мокрый асфальт». Ну и, по чистой случайности, а может, и нет, но цвет сильно похож на окраску шатунов SLX от Shimano. Как только я закончил с разглядыванием новой железки, система была подвергнута процедуре взвешивания. Шатуны со звездами вместе:

Каретка:

Шатуны с демонтированными звездами

Стоит отметить, что весовые соревнования Х7 все-таки проиграли SLX — шатуны от Shimano такой же размерности весят меньше на 44 грамма:

Также, возвращаясь к шатунам отSRAM, было удивительно не найти в коробке проставочные кольца для каретки, ведь в инструкции совершенно точно указано, что к каретке шириной 68 миллиметров нужно приспособить по одному кольцу на каждую сторону. Однако, тщательно перерыв коробку, кольца в ней я так и не увидел. На помощь пришли залежи веложелеза, хранившегося на моём любимом балконе.

Покопавшись короткое время во всяческой мелочевке, я все же нашел вожделенные кольца, принадлежавшие ранее какой-то старой системе. Хотя, есть варианс, что это именно мне не повезло с конкретной коробкой, если представится случай я обязательно уточню у официального дистрибьютера SRAM в России этот вопрос. Все остальное прошло отлично, в процессе снятия звезд я снова порадовался бонкам от Truvativ под шестигранные ключи с двух сторон (причем шестигранные ключи разного размера, это важный момент!), кардинально упрощающие процедуру их выкручивания, и был удивлен их моментом затяжки — удалось их открутить только при помощи длинных шестигранников, рычага инструмента карманного набора для этого явно было недостаточно.

Опять же, нужно отметить и простоту в установке — крепление левого шатуна осуществляется при помощи болта под шестигранник, установленного в его торце (сам болт можно заменить, если появиться такая необходимость). Дополнительным плюсом этой системы является отсутствие необходимости в специальном ключе, который нужен для откручивания болта в торце шатуна. Конечно, сам по себе ключ много места не займет, однако, из-за маленького размера, имеет противное свойство время от времени куда-то деваться. Что касается шатуна от SRAM, будет достаточно использовать обычный шестигранник.

В заключение можно сказать, что описанные шатуны мне понравились (оно и ясно — зачем тогда их нужно было покупать). Вейтвинерам, скорее всего, лучше остановиться на SLX (впрочем, они будут замахиваться, по меньшей мере, на XTR/XX), а вот какой выбор делать всем остальным — нужно определяться, взирая исключительно на свои личные предпочтения. Одним радует глаз логотипShimano, для других намного приятнееSRAM. Осталось проверить надежность конструкции — шатуны получили длительную прописку на данном велосипеде, и, если с ними хоть что-то произойдет, я об этом тут же напишу.

2kolesa.com.ua

Велосипедные шатуны | Клуб велопутешественников -Статьи

Шатуны представляют собой рычаг, который соединяет педаль и каретку. В механике подобная деталь называется кривошип, но в велосипедной терминологии прижилось именно это название. Почти всегда правый шатун монолитен с пауком, непосредственно на который уже и крепят звезды.

Шатуны для велосипеда передают энергию от педалей к звездам, в связи с чем несут серьезную нагрузку. Их изготавливают из стали или алюминиевых сплавов. Производители выпускают полые или имеющие сложное поперечное сечение шатуны – это уменьшает вес деталей, но сохраняет их прочность.

Два шатуна и блок передних звездочек образуют так называемую систему. Иногда (чаще на недорогих велосипедах) система выполнена в виде неразборной конструкции, объединенной вместе с правым шатуном, и тогда при износе звездочек приходится менять всю систему целиком. На велосипедах средней и верхней ценовых категорий передние звездочки обычно можно отсоединить от правого шатуна, то есть их можно менять независимо, по мере износа зубьев.

При покупке съемника необходимо иметь ввиду, что шатуны для велосипеда имеют три основных стандарта крепления:

  • Octalink
  • Оси квадратного сечения
  • ISIS

Остальные стандарты имеют крайне редкое распространение и их рассматривать нет смысла.

OCTALINK

На каретках такого типа ось имеет круглое сечение, а на концах  оси имеются  8 выступов. Каретками и шатунами такого типа оснащаются велосипеды верхнего и среднего ценового диапазона. Этот тип шатунов используется на дорогих горных и шоссейных велосипедах.

Шатуны притягиваются специальным полым болтом, под внутренний шестигранник на 10, и защищаются снаружи от  грязи пыльниками. Пыльник просто ввинчивается в шатун. Ось каретки сделана полой,   и поэтому традиционные съемники не работают — им просто не во что упираться. Надо  применять специальный съемник.

Каретка OCTALINK (кликните на изображение для увеличения)

Шатуны для оси квадратного сечения

Шатуны квадратного сечения (или традиционной формы) используются на велосипедах среднего ценового диапазона (для SHIMANO - на оборудовании DEORE, ALIVIO, ACERA). Хотя на новом оборудовании этих классов начали применять OCTALINK. На каретках такого типа концы оси каретки имеют квадратные сечения.

Шатуны притягиваются винтом, который вворачивается в ось. Винт имеет головку под внутренний шестигранник 8 мм. На винт надет пластмассовый пыльник. Для установки таких шатунов нужен только шестигранный ключ на 8 (лучше с длинной рукояткой).

Шатуны для оси квадратного сечения (кликните на изображение для увеличения)

ISIS

Система шлицевого соединения шатунов с осью каретки, разработанная в противовес системе Octalink. В отличие от формы шлицов Octalink, запатентованной Shimano, ISIS имеет более простую и технологичную форму (сплайн) посадочных шлицов, применяемую многими производителями шатунов и кареток.

Каретка ISIS (кликните на изображение для увеличения)

Также существуют шатуны, притянутые болтом

Этот тип шатунов используется на недорогих велосипедах. На каретках такого типа концы оси каретки имеют также  квадратные сечения.

Шатуны притягиваются болтом, который вворачивается в ось. Болт можно отвернуть накидным ключом на 14. Конец оси каретки закрывается пластмассовым пыльником.

Для установки и снятия таких шатунов потребуется съемник и разводной гаечный ключ.

Существуют и другие типы шатунов. Например, на новом оборудовании  SHIMANO (в частности, группы XTR2003 и  SAINT)  каретка выполнена в виде моноблока, когда правый шатун конструктивно объединен  с осью каретки. Для обслуживания такой каретки и шатунов необходим специальный инструмент.

При покупке новых шатунов надо учитывать то, что существуют несколько разновидностей кареток, отличающихся типом оси. Надо выбирать  шатуны, совместимые с имеющейся кареткой. Кроме того, шатуны выпускаются разной длины, (от 165 до 180 мм).  Слишком длинные шатуны на раме небольших размеров могут привести к неудобствам при езде по неровной местности, а  слишком короткие потребуют дополнительных усилий при педалировании.

Необходимость замены шатунов возникает также при их поломке или повреждении. Снимать шатуны (один или оба) приходится еще для регулировки или замены каретки. Нужно следить за правильной затяжкой педалей и крепления к валу каретки, ослабшее соединение может привести к срыванию резьбы или деформации гнезда под каретку.

Опубликовано: 21.08.2013 8283 просмотра

Надоело кататься по своему городу? Наши велотуры намного интересней!Нужен велосипед? Отличный выход - купить велосипед у нас в веломагазине! Сломался велосипед? Это не проблема - у нас в магазине есть ремонт велосипедов.Быть в форме зимой? купить тренажер.

velootpusk.ru


Смотрите также

SashaMoto.ru

Обзоры мото и вело-техники, полезные статьи о ремонте и эксплуатации

На главную